Эффективность магнитно-резонансной томографии (МРТ) молочных желез после имплантации эндопротезов

Молочные железы после имплантации эндопротезов, установленных с целью восстановительной хирургии или по косметическим причинам при маммографии обычно визуализировать не удаётся, поскольку остаточная ткань органа смещается имплантом.

Выявление новообразований молочных желез по средствам УЗИ также имеет ряд ограничений и напрямую зависит от опыта врача в данном направлении. Изменения, возникающие по задней поверхности эндопротеза, в большинстве случаев оказываются недоступными для ультразвуковой диагностики.
Таким образом, магнитно-резонансная томография (МРТ) молочных желез – наиболее информативный метод для выявления опухолей, стратификации риска обнаруженных ранее новообразований и принятия решения о дальнейшей тактике ведения пациентки (динамическое наблюдение, проведение пункционной или трепанобиопсии, выполнение секторальной резекции) у женщин после установки имплантов молочных желез. Исследование визуализирует всю ткань вокруг эндопротеза с чётким разграничением злокачественных мелких очагов и рубцовой ткани.
В нашем центре проводится современная, мультипараметрическая МРТ-диагностика, позволяющая наиболее точно оценить выявленные изменения. Используемый нами протокол исследования дает возможность выявить рецидивы вокруг имплантов раньше, чем какая-либо другая методика.
Для выявления дефектов эндопротезов, даже самых мелких, магнитно-резонансная томография является методом выбора. Используя различные импульсные последовательности, чувствительность и специфичность МРТ в диагностике патологии имплантов достигает 100%.
Специалисты американской администрации по лекарствам и пищевым продуктам рекомендуют женщинам с имплантами молочных желез проходить МРТ в плановом порядке каждый год.
МРТ обладает существенными преимуществами перед УЗИ в диагностике патологических изменений эндопротезов с двумя перегородками (содержащими силиконовый гель и физраствор), поскольку позволяет получить сигнал избирательно от конкретной жидкости или ткани с подавлением остального содержимого.
Частота разрывов имплантов составляет около 2 случаев на 100 имплантов в год. Настораживающими симптомами являются: боли, отёк и покраснение кожи молочной железы. Однако часто разрывы протекают бессимптомно. Встречаются внутрикапсульные и внекапсульные разрывы. При внутрикапсульных разрывах стенка (оболочка) импланта разрывается, но фиброзная капсула остается сохранной. При внекапсульных разрывах происходит деформация контура импланта, повреждение фиброзной капсулы с распространением содержимого эндопротеза в окружающие ткани. В отдельных случаях возможна миграция геля в подмышечные лимфатические узлы с формированием силикогранулём.
Традиционные методы визуализации (УЗИ, маммография) зачастую способны выявить разрыв молочной железы в отдаленной перспективе, когда происходит истечение геля в окружающие ткани, что повышает риск осложнений, поскольку полностью удалить скопления силикона с сохранением тканей органа технически сложно, а в некоторых случаях не представляется возможным. Магнитно-резонансная томография, напротив, позволяет выявить патологию импланта на самом раннем этапе.
В некоторых случаях, анатомические особенности пациентки, неоптималый выбор объёма импланта и его размеров, а так же технические сложности во время оперативного вмешательства приводят к асимметричной установке эндопротеза, малому количеству тканей между фиброзной капсулой и кожей железы, что увеличивает риск повреждения и снижает срок службы импланта. В среднем, современные импланты 4 – 5 поколения используются от 10 до 20 лет. МРТ позволяет выявить особенности расположения импланта, локальные грыжи и смещения, возникающие из-за анатомических особенностей пациентки и после травмы.
Большие (радиальные) складки (от 1 см и более) могут являться следствием нарушения эластичности импланта и способствовать его разрыву. Магнитно-резонансная томография позволяет дифференцировать глубокие складки от разрывов железы, наблюдать их в динамике, выявлять начальные признаки истечения геля в области складки.
Вокруг импланта иногда наблюдается скопление жидкости – серома, которая нередко отражает воспаление. Данные изменения не определяются с помощью маммографии. Ультразвуковая диагностика также не всегда позволяет выявлять небольшие скопления жидкости, особенно в случае расположения ее в ложе импланта по его задней поверхности. Без своевременного лечения воспалительный процесс может привести к осложнениям, создающим угрозу для жизни и здоровья пациентки.
Ещё одним бесспорным преимуществом МРТ перед ультразвуковой диагностикой является возможность записать полученные медицинские изображения на цифровой носитель, загрузить данные в облачный сервис и получить консультацию специалиста из ведущих медицинских центров мира в случае необходимости.

21 февраля 2020 г.